Дополнительное образование детей

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ГБОУ СОШ №…….
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в ГБОУ СОШ №…………………………….района Санкт-Петербурга (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства науки и образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008, Отраслевыми технологическими регламентами оказания государственных услуг в сфере дополнительного образования, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 10.05.2016, №1406-р, Санитарно–эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г., Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017, №617-р (далее Методические рекомендации КО), Уставом школы и другими локальными актами Учреждения.

1.2. Положение определяет требования к структуре, оформлению и содержанию, порядку разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – образовательная программа), реализуемой
в ГБОУ СОШ №…………………………….района Санкт–Петербурга (далее – Учреждение) (в том числе на платной основе).
1.3. Образовательная программа является нормативно-управленческим документом Учреждения, определяющим в соответствии со п. 9 ст. 2 237-ФЗ комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по годам обучения, оценочных и методических материалов, а также иных компонентов.
1.4. Образовательная программа отражает педагогическую концепцию педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, определяет содержание дополнительного образования по одной
из направленностей дополнительного образования, включающее краткое изложение содержания теоретического материала и практических видов деятельности, позволяющих обучающемуся самоопределиться и реализовать себя в выбранном им виде деятельности
в соответствии с социальным запросом, спектр предметно-технологического обеспечения, ожидаемые результаты достижения учащимися прогнозируемого уровня образованности
и воспитанности.
2. Структура образовательной программы
и требования к оформлению и содержанию структурных элементов
2.1. Образовательная программа включает следующие структурные элементы:
 Титульный лист
 Пояснительная записка
 Учебный план
 Календарный учебный график
 Рабочие программы
 Оценочные и методические материалы
2.2. Оформление и содержание структурных элементов образовательной программы образования детей:
2.2.1. На титульном листе образовательной программы указываются: наименование Учреждения в соответствии с Уставом, грифы принятия образовательной программы педагогическим советом и утверждения приказом директора, название образовательной программы, возраст детей, на которых она рассчитана, срок реализации, фамилия, имя, отчество и должность разработчика(ов). (Образец оформления Приложение 1).
2.2.2. Пояснительная записка должна содержать:
Основные характеристики программы:
Направленность дополнительного образования (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая).
Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей).
Отличительные особенности (при наличии) — характерные свойства, отличающие программу от других уже существующих, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.
Адресат программы — характеристика категории учащихся для кого предназначена программа (в том числе возрастной диапазон).
Цель и задачи (с вычленением обучающих, воспитательных и развивающих задач) образовательной программы.
Организационно-педагогические условия реализации программы: условия набора
и формирования групп; возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения; количество детей в группе в соответствии с Методическими рекомендациями КО технологическим регламентом по оказанию образовательных услуг в сфере дополнительного образования и особенностями содержания программы; сроки и этапы (при наличии) реализации образовательной программы; формы и режим занятий; необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы; особенности организации образовательного процесса.
При определении условий реализации образовательной программы, необходимо учитывать, что списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом, а также по норме наполняемости: на 1-м году обучения – не менее 15 человек, на 2-м году обучения – не менее 12 человек, на 3-м году обучения – не менее 10 человек.
В соответствии со спецификой образовательной программы, ее направленностью, адаптированностью для детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и т.п.), в программе могут быть прописаны особые условия, необходимые для ее реализации, в том числе конкретное количество обучающихся, кадровое обеспечение.
Планируемые (ожидаемые) результаты реализации образовательной программы, в которых необходимо отразить в соответствии с целью и задачами образовательной программы планируемые предметные, метапредметные (в соответствии с ФГОС) и личностные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы.
2.2.3. Учебный план включает название разделов/модулей, тем программы, количество часов по каждому разделу/модулю, теме с разбивкой на теорию и практические виды деятельности, форм промежуточной аттестации и контроля. (Образец оформления Приложение 2).
2.2.4. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года; количество учебных недель, дней и часов; режим занятий, составляется на каждый учебный год, ежегодно утверждается приказом директора и прикладывается к образовательной программе (Образец оформления Приложение 3).
2.2.5. Рабочая программа составляется на каждый год обучения, предусмотренный образовательной программой, включает особенности, задачи, содержание и ожидаемые результаты конкретного года обучения. Содержание обучения в рабочей программе раскрывается через описание разделов/модулей и тем в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практикой части.
Отдельной составляющей частью рабочей программы является календарно-тематический план, план учебно-воспитательной работы детского объединения и план работы с родителями, разрабатываемые педагогом на каждый учебный год для каждой учебной группы (Приложение 4). Календарно-тематический план, план учебно-воспитательной работы и план работы с родителями ежегодно утверждаются приказом директора школы. Календарно-тематический план хранится в журнале учета работы педагога дополнительного образования по каждому году обучения на каждую группу.
2.2.6. Оценочные и методические материалы должны отражать:
 перечень образовательных технологий, форм и методов обучения (активных методов дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятий, конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.д.);
 перечень дидактических и методических материалов (учебные пособия, электронные образовательные ресурсы, рекомендации, памятки и т.п.), информационных источников (литература в адрес учащихся и педагога), используемых при реализации программы;
 перечень форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.
3. Порядок разработки и утверждения образовательной программы
3.1. Образовательная программа, включая рабочую программу, разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно. В случае необходимости, педагог может получить индивидуальное консультирование в процессе разработки дополнительной общеобразовательной программы у методиста или заведующего ОДОД.
3.2. Содержание образовательной программы должно быть направлено на:
 создание условий для развития личности ребенка;
 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
 профилактику асоциального поведения;
 создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой
и отечественной культуры;
 целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
 укрепление психического и физического здоровья ребенка;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
3.3. Содержание образовательной программы может быть адаптировано для обучения детей с особыми образовательными потребностями: одаренных учащихся (успешно окончивших обучение по основной дополнительной общеобразовательной программе и продемонстрировавших высокие достижения по определенному направлению детского творчества), учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3.4. При разработке образовательной программы учитываются направленность дополнительного образования детей, уровень освоения (общекультурный, базовый и углубленный в соответствии с Приложением 5), возраст, уровень подготовки учащихся (вариативные учебно-тематические планы), наличие условий (оборудованные рабочие места, наличие оборудования в мастерских и компьютерных классах), санитарные нормы, требования современной педагогической науки.
3.5. В период школьных каникул могут быть созданы и реализованы краткосрочные программы (модули) с переменным составом учащихся.
3.6. Образовательная программа:
 принимается Педагогическим советом,
 утверждается приказом директора Учреждения.
3.7. При необходимости корректировка и доработка образовательной программы проводится до 25 августа каждого года в соответствии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом цикла реализации образовательной программы, но не реже 1 раза в 3 года.
Коррективы в образовательную программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации образовательной программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов.
3.8. Экспертиза, принятие педагогическим советом и утверждение приказом директора вновь разработанных и скорректированных образовательных программ проводится до 1 сентября текущего года.
3.9. После утверждения один экземпляр образовательной программы хранится у руководителя структурного подразделения (заведующего ОДОД), функциональными обязанностями которого является осуществление мониторинга качества и сроков ее реализации, и педагога дополнительного образования, реализующего данную образовательную программу.
3.10. Тексты образовательных программ хранятся в течение всего срока их реализации и в течение 1 года по окончании их реализации.

Приложение 1
к Положению о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой
в ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга

Образец титульного листа
ПРИНЯТА

на заседании Педагогического совета
ГБОУ СОШ № 285 Санкт-Петербурга

Протокол № __ от ________2017 года
УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 285
Санкт-Петербурга
____________ И.Д. Бориспольский
Приказ №______ от ____ 2017 года

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАЗВАНИЕ»

 

Возраст учащихся:
Срок реализации: (сколько лет)

 

Разработчик(и): Фамилия, имя, отчество (полностью),
должность

 

 

 

 

 

 

 

 

год

 

Приложение 2
к Положению о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой
в ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Форма учебного плана

 

Учебный план ________ года обучения


п/п Название раздела/модуля, темы Количество часов Формы промежуточной аттестации и контроля
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие
2.
3.
4.
5
6

Итоговые занятия

 

Примечание: учебный план делается по каждому году обучения и выделяется в отдельный раздел на отдельной странице (страницах).

Приложение 3
к Положению о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой
в ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Форма календарного учебного графика
Утвержден
Приказом от _________ №____
Директор ГБОУ СОШ №285
_____________Бориспольский И.Д.

 

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Название»

1. Продолжительность учебного года — ________недель

Год обучения Дата начала обучения
по программе Дата окончания обучения
по программе Всего учебных недель Всего учебных часов Режим занятий
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения

Начало занятий:
__________________ — для групп 2, 3 и последующих годов обучения (указывается в соответствии с программой)
_________________ — для групп 1 года обучения (с 1.09 по 10.09 – комплектование групп)
Окончание занятий – ______________________________ (указывается дата реального окончания занятий, для выполнения программы в полном объеме )

2. Объём учебных часов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для групп 1, 2, 3 и последующих годов обучения (указывается в соответствии с программой)

Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы/ направленность 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
«Название» /направленность
Если есть модули, указывается название модуля и для каждого модуля делается отдельная таблица Количество учебных часов по годам обучения

Количество часов в неделю*

Режим занятий по годам обучения

3. Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).

Примечания:
1. *количество учебных часов на выезды, походы, концертную и экскурсионную деятельность может суммироваться на воскресные и праздничные дни в соответствии со спецификой образовательной программы.
2. Календарный учебный график выделяется в отдельный раздел на отдельной странице (страницах) и является ежегодно обновляемым элементом образовательной программы.

Приложение 4
к Положению о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой
в ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга

Форма календарно-тематического плана, плана учебно-воспитательной работы
и плана работы с родителями
Утвержден
Приказом от _________ №____
Директор ГБОУ СОШ №285
_____________Бориспольский И.Д.

Календарно-тематический план
рабочей программы
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название»
________ года обучения
___________ группы
Возраст учащихся ____________________

Педагог:_______________________________________
(ФИО)

№ п/п Дата занятия Раздел/модуль, тема занятия Количество часов Примечание

Всего часов
План учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название»
________ года обучения, группа № ____________
№ п/п Название мероприятия Дата Место проведения Примечание
План работы с родителями учащихся детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название»
________ года обучения, группа № ____________
№ п/п Название мероприятия Дата Место проведения Примечание

Приложение 5
к Положению о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой
в ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга

Требования к уровню освоения образовательных программ

Уровень
освоения
программы* Показатели Целеполагание Требования к результативности освоения программы
Срок реализации Макси-
мальный объем
Общекультурный 1-2 года до 144 час. Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. — Освоение прогнозируемых и результатов программы;

— Презентация результатов на уровне образовательной организации.
Базовый 2 — Злет до 288 час Создание условий для личностного самоопределения самореализации;
обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе;
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности;
развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности интереса к научной и научно-исследовательской деятельности. — Освоение прогнозируемых и результатов программы;

— Презентация результатов на уровне района, города;

— Участие учащихся в районных и городских мероприятиях;

— Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
Углубленный от 3 лет до 432 час Развитие у учащихся интереса к научной и научно-исследовательской деятельности;
формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций;
создание условий для профессиональной ориентации;
повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования. — Освоение прогнозируемых результатов программы;

— Презентация результатов на уровне города;

— Участие учащихся в городских и всероссийских мероприятиях;

— Наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях;

— Наличие выпускников, продолживших обучение по профилю.

 

This entry was posted in Методическое объединение. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *